Чебоксарский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
СМИ о нас: Чебоксары — Город трудовой доблести

СМИ о нас: Чебоксары — Город трудовой доблести


27.07.2021

В годы Великой Отечественной войны чебоксарцы работали, не жалея себя. Не только взрослые, «опытные кадры», но даже дети понимали: фронтовикам нужна вся поддержка, какую только можно организовать. В этом году указом Президента России Чебоксары удостоены почетного звания «Город трудовой доблести».

Когда началась война, столица Чувашии была небольшим городом с населением около 10 тысяч человек. Семья Кольцовых жила в пожарной части (сейчас там находится музей пожарного дела, а старая каланча считается аварийной, и ее экскурсантам не показывают). Отец руководил пожарной дружиной, мама трудилась телефонисткой. В семье было четыре сына и дочь. 11-летняя Миранда навсегда запомнила 22 июня 1941 года: голос Левитана по радио, растерянные лица взрослых, плачущие дети. Мужчины уходили на фронт, женщины и дети старались приспособиться и выжить в тыловых условиях.

— Было очень трудно, страшно, голодно, — вспоминает сейчас Миранда Васильевна. — Мой старший брат ушел на фронт. Отец умер от разрыва сердца в своем кабинете в 1942 году. Мама от горя сильно заболела, и ее положили в больницу. Город был полон эвакуированных людей и предприятий. Остро не хватало помещений, всюду было тесно. Запомнилось прибытие в Чебоксары Харьковского электромеханического завода. На его базе и оборудовании ленинградского завода «Электрик» был впоследствии создан Чебоксарский электроаппаратный завод. С декабря 1941 года предприятие уже приступило к изготовлению установочных изделий для танков и самолетов.

— Мы бегали смотреть, как они обустраиваются, выгрузив станки на пустыре. Видели директора — видный, крупный мужчина, очень энергичный. Для инженерного состава освободили одно из административных зданий, превратив его в жилое, — вспоминает Миранда Васильевна. — Два моих брата, старше меня на 2 и на 4 года, бросили школу и по 12—14 часов в день трудились там, один — электриком, другой — наладчиком. Приходили домой лишь ночевать, ужасно уставшие. Замасленную одежду я им отстирывала песком и золой. Они так и не вернулись к учебе, проработали на этом предприятии всю жизнь. Мне тоже пришлось оставить школу, чтобы присматривать за мамой в больничной палате, за младшим братиком. Старалась, как могла — мыла полы в госпитале, разместившемся в бывшей школе напротив нынешнего Дома мод. Отвечала на звонки в пожарной части; с братом мыли машины, вернувшиеся с заданий; убирались в помещениях. Оформить меня официально техничкой по малолетству не могли, но за работу кормили. Вместе с братишкой мы собирали съедобные травы; разгружали баржи с солью на Волге — за эту работу давали дефицитные соль и спички. Стандартные тяжелые мешки на причале рассыпали на несколько мелких, ведь на берег груз таскали старухи и дети. Падали, плакали от нагрузки, но не сдавались, помогали друг другу.

В цехах была та же картина: вместо мужчин у станков и на конвейере работали подростки и старики. Эта кадровая замена резко повысила травматизм на производстве. На заводе им. Чапаева, к примеру, тогда делали порох и снаряды — работа опасная, требующая предельного внимания и твердой руки. Наспех подготовленные, полуголодные, плохо одетые, тревожные от вестей с фронта тыловики допускали ошибки, получали серьезные ожоги и ушибы. Но бросить и уйти было нельзя: враг ломился вперед, на фронте нужны были снаряды, приборы для танков и самолетов, еда, одежда — в тылу тоже ковалась Победа.

— Самолет, прилетевший в четыре часа утра, я увидела с пожарной каланчи. Взревела тревога, и мы, детвора, первыми вспорхнули по ступенькам, заметили взрывы от снарядов. Увидев свастику на хвосте, запаниковала: «Уже сюда долетели!» Побежала в окопы. Их выкопали в овраге еще до объявления о начале Великой Отечественной войны, проводили учения, вот и сработала вбитая привычка. Но потом, осознав, что стало тихо, помчалась туда, где заметила взрывы, — ветеран Кольцова всегда отличалась бойцовским характером. — Увидела отъезжавшую скорую, узнала, что погибла маленькая девочка, а рядом с ней стоявший дед уцелел. Люди переговаривались, что пилот хотел разбомбить Чапаевский поселок, но из-за маскировки не увидел завод с воздуха и наугад покидал бомбы.

Жить было нелегко: хлеба по карточкам выдавали 250—300 граммов на человека, за ним стояли в очереди по 2—3 дня, сменяя друг друга даже ночью. Отоваривали талоны на 5 дней, но съедали хлеб за 2—3 дня. Помимо скудной карточной системы выдачи продовольствия, были большие проблемы с одеждой и обувью. Миранде довелось поносить деревянные подметки, привязав их к ногам веревками. Общественный транспорт не работал, все ходили пешком. Хорошо хоть было электричество, в темноте не сидели. Мама к концу войны вышла на инвалидность, вернулся с фронта старший брат — израненный, почти слепой. Окончить «семилетку» девушке удалось в вечерней школе, после работы, наверстывать учебную программу пришлось с пятого класса.

В День Победы чебоксарцы обнимались на улицах и плакали от счастья. Все верили в светлое мирное будущее.

— В 1950 году я поступила в энерготехникум, параллельно всерьез занималась спортом, — рассказала о дальнейшей своей судьбе Миранда Васильевна. — По направлению Комитета физкультуры и спорта Чувашии ездила на всесоюзные соревнования в Москву. В моде были тогда «пирамиды» и «живые картины» из большого количества спортсменов. Мне нравилось составлять сценарии, организовывать весь процесс. Это заметили. Меня пригласили в Московский техникум физической культуры. Окончив его, почти 40 лет работала в Чебоксарском кооперативном техникуме руководителем физвоспитания, а потом еще 16 лет — на кафедре физкультуры и спорта Чебоксарского кооперативного института. Сейчас я председатель Совета ветеранов института.

Миранда Васильевна Кольцова награждена медалями «Дети войны» и «Ветеран труда», почетными знаками «За заслуги в развитии Олимпийского движения в России» и «Отличник физкультуры и спорта СССР», орденом «За вклад в развитие потребительской кооперации России».

Эта невысокая, хрупкая женщина с пушистой прической воспитала много перспективных спортсменов, да и сама участвовала во всех забегах «Лыжни России», проведенных в столице Чувашии. В этом году ей исполнился уже 91 год, но она до сих пор в отличной форме. Кандидатура Кольцовой была выдвинута среди семи претендентов на звание «Почетный гражданин города Чебоксары» в этом году.

— Нужно верить в себя, не прекращать двигаться к цели, помнить о прошлом и учитывать уроки истории, — считает Миранда Васильевна. — Сейчас для всех нас главное — это здоровье. Берегите своих близких, соблюдайте меры предосторожности. Мы многое пережили, постараемся сладить и с такой бедой, как пандемия.

Источник: Газета «Чебоксарские новости», 27 июля 2021 г., http://chebnovosti.ru/News.aspx?group=376a8bb9-ab23-4465-933e-2602c99cf447&id=63c0f8e0-256a-42e6-ab52-4e5bda025783



Возврат к списку