Чебоксарский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
«Шинель» чувашского ТЮЗа растрогала студентов ЧКИ РУК до слёз

«Шинель» чувашского ТЮЗа растрогала студентов ЧКИ РУК до слёз


17.03.2023

Продолжая воспитательную работу со студентами во внеучебное время, кафедра социально-гуманитарных дисциплин Чебоксарского кооперативного института РУК 15 марта организовала очередной коллективный поход в театр. На этот раз преподаватели кафедры и первокурсники СПО, изучающие русскую литературу XIX-XXI веков, посетили Чувашский государственный театр юного зрителя имени Сеспеля. Их вниманию была представлена пластическая драма «Шинель» по мотивам одноимённой повести Гоголя.

Посмотреть этот спектакль посоветовала театральный менеджер института Светлана Осипова. Она рассказала, что «Шинель» – это коллаборация чувашских артистов и московского режиссёра, сценографа, лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Владимира Беляйкина. Постановка оказалась весьма удачной: в 2020 году пластическая драма «Шинель» стала победителем III Международного большого детского фестиваля (МБДФ), курируемого народным артистом России Сергеем Безруковым, в номинации «Лучший музыкальный спектакль для взрослой возрастной категории».

«Шинель», поставленная на сцене чувашского ТЮЗа, удивила наших студентов. С первой же минуты они оценили аккуратные эффектные декорации, яркие выразительные костюмы, трогательное музыкальное оформление. Главным преимуществом спектакля, конечно же, стала проникновенная игра артистов, в первую очередь Николая Миронова, сыгравшего главную роль Акакия Акакиевича Башмачкина. Поднятая Гоголем и выраженная в пластике тема «маленького человека», терпящего обиды и издевательства в несправедливо устроенном обществе, оказалась понятной для молодёжи. Отсутствие любви и милосердия в душах многих, искажённое понимание смысла жизни, неуёмная погоня за деньгами и комфортом и сегодня встречаются сплошь и рядом.

После спектакля преподаватели и студенты обменялись мнениями. В целом впечатления были восторженные, посыл драмы был понят. Студенты-правоведы не постеснялись заявить, что растроганы до слёз. Трагическая судьба одинокого человека, не нашедшего в трудную минуту помощи ни у полицейских, ни у власть имущих, задела их за живое. Преподаватель истории Елена Туманина и преподаватель философии Эрбина Никитина поддержали настрой ребят.

По оценке преподавателя русского языка и литературы Марины Чернояровой, постановка была шикарная. «Новое прочтение повести Гоголя актуально, потому что маленький человек и в наше время остается униженным и оскорблённым. Недаром режиссёр изменил сюжет произведения в финале: силы зла торжествуют – это намёк на нашу действительность. В повести же привидение Акакия Акакиевича срывает шинель со «значительного лица», наказывая его… Меня особенно потрясло, что в конце спектакля на сцену вышел Гоголь, опечаленный унижением этого маленького человека. И ещё понравилась сцена, где погибший Акакий Акакиевич напоминает распятого Христа, которого сняли с креста ангелы. Такая параллель мучений выглядела очень сильно».

Ведущий специалист отдела по научной работе ЧКИ РУК, кандидат психологических наук Алевтина Самсонова, которая также была приглашена на спектакль, дополнила: «В современной режиссуре стало модным менять концепцию автора произведения. Особенно это касается классических произведений. К сожалению, такие режиссёрские решения часто бывают неудачными и вызывают внутренний протест зрителя. В драме по мотивам произведения Гоголя «Шинель», поставленной на сцене Чувашского государственного театра юного зрителя, мы также увидели не гоголевский финал. Но финал, предлагаемый режиссёром спектакля, настолько неожиданен, глубок и пронзителен, что становится потрясением для зрителя. Действительно, силы зла торжествуют, но сцена, когда Акакия Акакиевича держат на руках девушки-ангелы, говорит о том, что силы зла торжествуют только здесь, в человеческом мире. Там, на небесах, они не торжествуют. У Гоголя присутствует тема загробной мести, а у режиссёра спектакля – тема любви. Любви достоин любой человек, даже самый маленький. Но, увы, не все получают её при жизни».

Свой взгляд на спектакль сложился у студентов. Илья Владимиров из группы ОДЛ2-О/СПОо/ЧБ22 отметил: «Мне понравилось появление «антагониста» и его свиты в конце драмы – такой резкий контраст. Только-только всё было белым-бело, на сцене дамы в белом, главный герой весь в белом, бодрящая музыка, повествующая о том, что главный герой добился того, чего хотел... И вдруг появляются они, олицетворение зла, жестокости и бездушия. Так жанр резко меняется на криминал и трагедию… Гоголь отлично писал в мистическом ключе. А здесь тебе ни утопленниц, ни чертей, ни привидений. Такой социально-бытовой драмы я не ожидал. И не ожидал, что это произведение будет поставлено на нашей сцене».

Никита Никитин из группы ЭБУ2-О/СПОо/ЧБ22 увидел в спектакле философскую проблематику: «Для главного героя новая шинель стала смыслом жизни. Ради неё он отказался от жизненных радостей, а потеряв её – не смог жить, бороться с неудачами. Но разве вещь может быть смыслом жизни? Вещь сегодня есть, завтра нет. Всё-таки жизнь человеку даётся для чего-то более важного и значительного. С другой стороны, кто виноват, что среди людей не нашлось ни одного друга для бедного, бесталанного, смиренного Акакия Акакиевича? «Подругой жизни» для него стала шинель. Конфликт человека и вещи у Гоголя принимает более сложный характер, чем просто социальное обличение».

Следующий поход студентов ЧКИ РУК в театр состоится в конце апреля. Как вариант рассматривается спектакль Чувашского государственного драматического театра «Вĕри юнлă çемçе чун / Константин Иванов», поставленный по пьесе Иоакима Максимова-Кошкинского. Действие в драме происходит в 1906-1912 годах в Симбирске, в Чувашской учительской школе Ивана Яковлевича Яковлева. Культпоход пройдёт в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к 175-летию со дня рождения выдающегося просветителя и патриарха чувашской культуры.

 


Возврат к списку