Чебоксарский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
«Пĕрле» мы провели юбилейный конкурс «Университетская книга – 2020», который посвящён столетию Чувашской автономии

«Пĕрле» мы провели юбилейный конкурс «Университетская книга – 2020», который посвящён столетию Чувашской автономии


04.06.2020

В полиэтнической Чувашии, в регионе с богатыми культурными традициями, высоким образовательным уровнем, ценностным миром, сетью образовательных учреждений состоялся VIII Приволжский межрегиональный конкурс вузовских изданий «Университетская книга – 2020». Конкурс традиционно организован на базе Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации и приурочен к празднованию 100-летия со дня образования Чувашской автономной области.

24 июня 1920 г. образована Автономная Чувашская Область. 21 апреля 1925 г. ВЦИК принял постановление о преобразовании Чувашской автономной области в ЧАССР. Государственность чувашского народа поднялась на новую ступень развития. Республика получила собственные органы власти, право на свою Конституцию. Современная Конституция Чувашской Республики 2000 г. провозгласила не только необходимость сохранения самобытности и уважения к многовековой истории коренных народов республик, но и «историческое единство с народами России», «стремление к сохранению целостности Российской Федерации».

Уникальная особенность Чувашии в том, что она развивается на стыке европейской и азиатской культур, двух религий – христианства и ислама. Это создает атмосферу равноправных взаимоотношений народов. Чувашия отличается стабильностью межнациональных и межконфессиональных отношений, атмосферой толерантности.

Под слоганом «Вместе», на чувашском — «Пĕрле» более ста редакционно-издательских центров вузов России, независимых авторских коллективов из 10 регионов страны направили организаторам конкурса научные и учебные (книжные и журнальные) издания. Всего эксперты оценили 109 издательских и авторских проектов, вышедших в свет в 2016-2020 гг. Книги пополнили библиотечный фонд Чебоксарского кооперативного института.

В конкурсе приняли участие научные коллективы высших учебных заведений России: Адыгейского государственного университета, Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Вятского государственного университета, Ивановского государственного университета, Дзержинского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Иркутского национального исследовательского технического университета, Казанского государственного аграрного университета, Казанского юридического института МВД России, Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова, Московского педагогического государственного университета, Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина, Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Нижний Новгород), Пермского государственного института культуры, Югорского государственного университета, Ростовского государственного экономического университета, Приволжского исследовательского медицинского университета (г. Нижний Новгород), Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова, Саровского физико-технического института – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Северо-Кавказского федерального университета, Сибирского института управления – филиала РАНХиГС (г. Новосибирск), Томского государственного архитектурно-строительного университета, Удмуртского государственного университета, Уральского государственного лесотехнического университета, Уральского государственного экономического университета, Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, Учебно-методического центра по образованию на железнодорожном транспорте (г. Москва), Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева, Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, Чувашского республиканского института образования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Специального приза победителя конкурса в номинации «Лучшее издание в ознаменование 100-летия образования Чувашской автономной области» удостоен отдел по научной работе Чебоксарского кооперативного института за русскоязычное издание монографии А. Каппелера «Чуваши. Народ в тени истории», 2019 г. (перевод с немецкого Е.В. Толстовой, научный редактор Л.А. Таймасов, редактор Э.В. Никитина).


Книга австрийского ученого швейцарского происхождения, специалиста по истории Восточной Европы, доктора философии, профессора Венского университета, заслуженного профессора Чувашского университета, члена Австрийской, Чувашской и Украинской академий наук Андреаса Каппелера знакомит с историей и культурой Чувашии, рассказывает об известных представителях чувашского народа и позволяет по-новому взглянуть на жизнь и судьбу многонациональной России.

Появление книги о чувашах тесно связано с Чебоксарским кооперативным институтом (филиалом) Российского университета кооперации. На протяжении многих лет Каппелер поддерживал научные и дружеские связи с чувашскими учеными, в том числе доктором исторических наук, профессором Леонидом Таймасовым, который встречался с ним во время конференций в Чебоксарах – 1996, 2011, 2012, Нижнем Новгороде (2010), Тампере (Финляндия) (2000), Вене (Австрия) (2003) и вел переписку с 1996 года. В 2011 г. Каппелер специально приезжал в Чебоксары для обсуждения с чувашеведами проекта будущей книги и знакомства с Чувашией. Леонид Таймасов сопровождал его в поездках по селениям Моргаушского, Яльчикского, Марпосадского районов. В эту поездку он посетил и Чебоксарский кооперативный институт, встречался с ректором Валерием Андреевым и преподавателями института для обсуждения проекта будущей книги.

В октябре 2016 г. профессор Каппелер вновь посетил Чебоксары для презентации уже опубликованной книги «Die Tschuwaschen. Ein Volk im Schatten der Geschichte» (Чуваши. Народ в тени истории). По инициативе профессора Леонида Таймасова встреча с чувашской общественностью, преподавателями и студентами состоялась в Чебоксарском кооперативном институте. На главный вопрос аудитории, почему для книги о чувашах было выбрано такое название, профессор Каппелер ответил: «Я писал книгу не для чувашей, а для других жителей страны и мира. Обидно, что многие мало знают о Чувашии. Эта книга нужна для того, чтобы в мире больше знали о вашем маленьком регионе, о людях, которые здесь жили, трудились, страдали…». Основные предложения участников презентации сводилось к тому, чтобы перевести книгу на русский язык. Ректор Чебоксарского кооперативного института Валерий Андреев создал рабочую группу для скорейшего решения задачи перевода книга А. Каппелера на русский язык. Большую работу по переводу и изданию книги проделали доктор исторических наук, профессор Леонид Таймасов, кандидат педагогических наук, доцент Елена Толстова, кандидат философских наук, доцент Эрбина Никитина. Переводчики работали при тесном взаимодействии с автором. В 2019 г. русскоязычная версия книги увидела свет.


Книга о чувашах имеет большое научное значение и представляет общественный интерес, поскольку ее автор, «заставив чувашей говорить, выйти из тени истории», изложил историю России и Советского Союза в новом свете – на примере малоизвестного в Европе народа, до XX в. состоявшего почти исключительно из крестьян. Взгляд на историю под углом зрения периферии отличается от главной летописи великого государства, и, возможно, позиция Каппелера местами покажется читателю спорной. Например, красной нитью в книге проходит мысль о том, что стереотип тихих, миролюбивых и терпеливых чувашей, транслирующийся в официальных источниках, вступает в противоречие с историческими фактами. Согласно им «чуваши с XVI в. постоянно поднимались на вооруженные восстания и в этих движениях протеста становились самостоятельными действующими лицами истории».

Несмотря на значительную численность и принадлежность к Европе, чуваши здесь довольно мало известны в отличие от других этнических меньшинств Российской Федерации, таких как, например, чеченцы и волжские татары. Одна из причин кроется в том, что Чувашия с давних пор отличается политической стабильностью и практически не мелькает в заголовках газет. С середины XVI в. чуваши относятся к России, но длительное время государственная администрация, экономическая модернизация и русская культура их мало касались, и они оставались на периферии интересов царской империи и Советского Союза, находились в тени истории, в стороне от «большой политики». Во-вторых, Чувашия не имела и ныне не представляет особого экономического значения. Она почти не производит товаров на экспорт, является больше аграрной республикой, не располагает особыми полезными ископаемыми в отличие от богатой нефтью соседней Республики Татарстан. Только лингвистика уделяет большое внимание чувашам: вот уже более двух веков ведутся дебаты о происхождении и структуре чувашского языка, изолированное положение которого внутри тюркских языков является загадкой для исследователей.

Большое внимание чувашам уделяли лингвисты. Более двух веков ведутся дебаты о происхождении и структуре чувашского языка, изолированное положение которого внутри тюркских языков продолжает оставаться одной из актуальных задач современного научного языкознания. С этой темой связана представленная на конкурс монография доктора филологических наук, ректора Чувашского республиканского института образования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики Юрия Исаева «Фитонимическая картина мира в разноструктурных языках». Исследование посвящено вопросам номинантов-фитонимов в паремиологическом пространстве русского и чувашского языков, композиции пословиц со значением «растительный мир», значения флористического текста в художественном дискурсе… Монография Ю.Н. Исаева признана победителем в номинации «Лучшее научное издание по филологическим наукам».

На конкурс книг были представлены и другие издания, воспевающие Чувашский край. II место в номинации «Лучшее учебное издание по математике, информатике и вычислительной технике» присуждено авторскому коллективу Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова за сборник материалов республиканского конкурса краеведческих математических задач «Чувашская Республика в математических задачах», 2016 г. (Н.И. Мерлина, А.В. Мерлин, С.А. Карташова, М.В. Василькова). Примечательно, что составителями задач являются учащиеся чувашских школ. Они презентуют историю развития родного края в простых и сложных математических головоломках по темам: «О героях Великой отечественной войны Чувашской Республики», «О храмах и монастырях Чувашии», «Чувашские народные сказки», «Столица Чувашской Республики – город Чебоксары» и т.д. Историческое прошлое как бы приближается к сознанию действительности современного школьника, заставляет более трепетно относиться к культуре и традициям родного края.

Ценным историко-культурным наследием Чувашии являются чувашские национальные символы. Они по сей день используются в национальных орнаментах вышивки, ювелирных изделий, художественных произведений. Монография «Восприятие детьми 4-7 лет образа мира в искусстве геометризированного орнамента» – лауреат в номинации «Лучшее научное издание по педагогическим наукам» – подготовлена на материале чувашского декоративно-прикладного искусства и предлагает методику прогрессивной динамики восприятия и понимания мира в искусстве геометризированного орнамента. Автор исследования, кандидат педагогических наук, доцент Чувашского республиканского института образования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики Людмила Васильева на основе положений современного искусствоведения и психологических, педагогических, философских исследований предлагает постигать азы окружающего мира через этнокультуру своего народа. В чувашских орнаментах каждая деталь геометрического узора наполнена смыслом, читающимся как краткий рассказ, в виде оберега, символа рода.

Тема воспитания в духе патриотизма, любви к Родине и родному краю прослеживается в учебно-методическом пособии «Патриотическое воспитание подростков» (И.В. Павлов, И.И. Павлова, В.И. Павлов), 2019 г. Учебное издание подготовлено авторским коллективом Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева и значится в числе победителей в номинации «Лучшее учебное издание по педагогическим наукам». В издании показаны основные методики патриотического воспитания, применяющиеся в работе общеобразовательных школ. Отдельный параграф издания посвящен изучению подвигов уроженцев Чувашской Республики.

«Наш земляк – Никита Бичурин», «Роль Алексея Крылова в становлении российского флота в конце XIX-первой половине XX вв. в разных исторических условиях», «Синяя птица счастья балерины Надежды Павловой», «Летчик Андриян Николаев – гордость чувашского народа» – не просто заглавия статей сборника материалов открытого республиканского конкурса-фестиваля научно-исследовательских и творческих работ «Великие сыны России: Чувашский край, 1551–2016 гг. (к 465-летию добровольного вхождения Чувашского края в состав Российского государства)», 2017 г. (редакционная коллегия: О.Н. Широков, П.Н. Матюшин, М.Н. Краснова), но и часть истории малого народа. В работах участников конкурса прослеживается осознанность неповторимой и, в чем-то, исключительной роли чувашского народа, его культуры, духовного потенциала в судьбоносные моменты российской истории. Связь Чувашии и России отражена в биографиях А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Г.Р. Державина…Не случайно сборник коллектива преподавателей Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова заслужил звания лауреата конкурса «Университетская книга» в номинации «Лучшее историко-биографическое, краеведческое издание».

Отрадно, что пишет и участвует в конкурсах молодежь. Чтобы воспитать думающее поколение, имеющее навыки критического мышления и осознанного участия в жизни своего города, республики, государства, необходимо учить не только читать, но и писать. Только так можно продлить жизнь качественной книге и воспитать развивающееся общество свободного демократического государства.

Возврат к списку