Чебоксарский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Международная научно-практическая конференция «Современная наука: прогнозы, факты, тенденции развития»

Международная научно-практическая конференция «Современная наука: прогнозы, факты, тенденции развития»


29.01.2021

29 января Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации провел ежегодную Международную научно-практическую конференцию «Современная наука: прогнозы, факты, тенденции развития».

Научное мероприятие, запланированное Российским университетом кооперации при поддержке Карагандинского университета Казпотребсоюза, состоялось в Год науки и технологий, который в России официально откроется 8 февраля – в День российской науки.

DSC_1987.JPG

В условиях дистанционного формата проведения форума в духе кооперативного партнерства в конференции приняли участие представители науки и образования различных учебных заведений Российской Федерации и ближнего зарубежья:

- Атырауского университета имени Халела Досмухамедова (Республика Казахстан),

- Белорусской государственной орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии,

- Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации,

- Карагандинского университета Казпотребсоюза (Республика Казахстан);

- Таджикского аграрного университета им. Ш. Шотемур (Республика Таджикистан)

- Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан,

- Елабужского института (ф) Казанского (Приволжского) федерального университета,

- Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

- Костромской государственной сельскохозяйственной академии,

- Липецкого государственного технического университета,

- Московского государственного технического университета гражданской авиации,

-Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского,

- Пензенского государственного университета,

- Пермского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации,

- Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

- Российского университета кооперации;

- Самарского государственного аграрного университета,

- Саратовской государственной юридической академии,

- Тюменского индустриального университета,

- Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.

В конференции в качестве участников были заявлены представители бизнес-сообщества, должностные лица муниципальных и государственных служб Чувашии и России.

Участниками научного форума из Белоруссии и Казахстана, Киргизии и Узбекистана, России представлено более 200 научных работ, из них более 100 статей из филиалов Российского университета кооперации: Башкирского кооперативного института РУК, Волгоградского кооперативного института РУК, Казанского кооперативного института РУК, Камчатского филиала РУК.

Несмотря на то, что организатором конференции в условия сетевого межфилиального взаимодействия выступил Российский университет кооперации, куратором проводимого научного форума стал Чебоксарский кооперативный институт РУК.

DSC_2013 (1).JPG

Слово для открытия пленарной части конференции было предоставлено первому заместителю министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Алексею Лукшину, который в своем выступлении отметил, что в Чебоксарском кооперативном институте успешно функционируют историческая, юридическая и экономическая научные школы и направления.

На сегодняшний день кооперативный институт является центром науки и инноваций Чувашии. За свою более чем полувековую историю Чебоксарский кооперативный институт РУК внес значительный вклад в развитие образования, науки и культуры Чувашской Республики и Российской Федерации. Он стал многопрофильным высшим учебным заведением, обеспечивающим качественную подготовку и переподготовку кадров высшей квалификации по широкому спектру экономико-управленческих, юридических, социально-гуманитарных специальностей и направлений высшего образования.

Модератор пленарной части конференции, проректор по учебной работе и стратегическому развитию ЧКИ РУК, кандидат юридических наук, доцент Елена Антонова представила гостей и участников мероприятия. В своей приветственной речи она особо обратила внимание на то, что межотраслевая конференция посвящена содействию интеграции российской науки в мировое информационное научное пространство, распространению научно-практических достижений в различных областях знаний, а главное – внедрению исследовательского компетентностного подхода в образовательный процесс, а значит и в систему управления человеческими ресурсами компаний регионов и страны в целом.

В условиях постиндустриального общества стремительно изменяются требования рынка труда к выпускникам кооперативных вузов. В международном масштабе изменение вектора образовательного процесса в направлении формирования и оценки компетенций произошло в конце XX века, отечественное образование «встало» на этот путь уже в XXI веке.

Компетентностный подход подразумевает реализацию инструментов, направленных на формирование личностных характеристик, способствующих адаптации и развитию субъекта в определенной социальной среде и оказывающих влияние на развитие самой среды. Таким образом, качество реализации инструментов компетентностного подхода зависит не только от таких направлений работы современного вуза, как образование и воспитание, но и от качественной научной работы со студентами и непосредственно самой исследовательско-поисковой деятельности молодого лидера.

Научная деятельность учебного заведения и применение полученных результатов исследований в образовательных программах, а также вовлечение в исследовательскую деятельность студентов, слушателей магистратуры, аспирантов и докторантов являются важными компонентами современного университета. Таким образом, вуз, в котором нет исследовательской деятельности, не может называться «университетом», даже если там имеют место очень качественные образовательные продукты.

Лейтмотив кооперации – достичь большего, действуя вместе – актуален для разных направлений жизнедеятельности, в том числе, безусловно, для организации научных дискуссионных площадок, где объединяются и ученые умы, и только начинающие исследователи, и представители государства и общества.

Приветствовала гостей конференции ректор Российского университета кооперации, депутат Госсовета Республики Татарстан, кандидат исторических наук, доцент Алсу Набиева. Она отметила, что основополагающим в профессиональном образовании признается компетентностный подход, предполагающий формирование компетентности как набора профессиональных и личностных качеств: профессиональная мобильность, профессиональная адаптация на рынке труда, конкурентоспособность, предметно-профессиональная и социально-профессиональная компетентность (правовая, экономическая, экологическая, информационная культура, профессиональное развитие, творчество и т.д.). Компетентностный подход становится важным основанием для обновления содержания профессионального образования и инновационных научных практик.

Возникновение и развитие кооперативного образования берет свое начало из самой природы кооперативных отношений, в которых с момента их зарождения вырабатывалась привычка к совместному труду, развивалось чувство солидарности. Основные принципы, на которых строилось здание российской кооперации, изначально были сориентированы на воспитание лучших человеческих качеств, просвещение трудящихся, оказание помощи, поддержки тем, кто в ней нуждается. Особую актуальность представляет исследование системы кооперативного образования на различных ступенях развития, его место и роль в развитии регионального образования, влияние на формирование образовательной инфраструктуры. Сегодня, в пору возрождения кооперативных принципов и ценностей исторический опыт и извлеченные из него уроки важны и для повышения качества подготовки специалистов и реализации духовно-нравственного воспитания современной студенческой молодежи.

Сейчас РУК может предложить студентам востребованные направления подготовки: юриспруденция, менеджмент, экономика (финансы и кредит; бухгалтерский учет, анализ и аудит; экономика малого и среднего бизнеса), реклама и связи с общественностью, товароведение, государственное и муниципальное управление, технология продукции и организация общественного питания, что позволяет нам как сетевому вузу предлагать и реализовывать качественное кооперативное образование в условиях прочного тендема науки и практики.

В РУК реализуется система непрерывного образования: подготовительные курсы, высшее, среднее специальное (колледж), начальное профессиональное образование; второе высшее образование; аспирантура; программы дополнительного образования. В эпоху экономических инноваций институт осуществляет подготовку нового поколения специалистов, формирует прогрессивное мировоззрение, общечеловеческие и профессиональные компетенции, позволяющие выпускникам адаптироваться в социокультурную жизнь России и стран мирового сообщества.

Елена Антонова, модерируя дискуссию, упомянула главные юбилейные даты прошедшего года – 100-летие Чувашской автономной области и 100-летие Чувашпотребсоюза. Век назад наши предшественники решили объединиться, чтоб сообща справляться с трудностями и обеспечивать население товарами и услугами. В диалоге Елена Ивановна процитировала слова Александра Васильевича Чаянова – российского и советского экономиста, социолога, деятеля кооперативного движения, который отмечал огромную роль потребительской кооперации, которая не только «объединяла в своих рядах десятки миллионов людей, создала гигантские склады товаров, построила свои собственные фабрики и заводы», но и «воздвигла гостиницы, школы и библиотеки, в которых обучаются десятки тысяч кооператоров». «Задача кооперации, – отмечал Чаянов,– удовлетворение определенных потребностей и интересов членов кооперативов: социальных, культурных и других. Это возможно лишь через просвещение, образование и воспитание кооператоров».

Для приветствия участников мероприятия слово было предоставлено председателю Совета Чувашпотребсоюза, члену совета Центросоюза России, депутату Госсовета Чувашской Республики Валерию Павлову. Приветствуя участников международного форума, он назвал кооперативное движение способом разностороннего развития всех сторон кооперативного сообщества, в том числе и получение качественного среднего  специального и высшего образования работников потребительской кооперации и пайщиков потребительских обществ и членов кооперативов.

Образовательная, предпринимательская, производственная и научно-просветительская деятельности потребительской кооперации ставит перед собой ряд задач, одна из которых создание высшей кооперативной школы, где бы осуществлялась подготовка работников потребительской кооперации для разнообразной деятельности на местах, как в хозяйственной, так и просветительской области – людей, широко ознакомленных с кооперативным опытом всех стран, умеющих самостоятельно разбираться в экономической обстановке кооперативного дела в его общих и местных задачах, способных критически относиться к кооперативному опыту.

Строительство новой потребительской кооперации и вывод ее из кризиса перестроечных годов могут быть ускорены, если кооперативное движение получит приток компетентных, профессионально подготовленных руководителей-кооператоров.

Главная цель науки, образования и кооперации – обеспечить трансфер технологий, чтобы прикладные научные исследования могли применяться на практике, находить индустриальных партнеров. Развивая хозяйственную деятельность потребительское общество стало должно стать производственной базой для организации производственной практики студентов. Ежегодно на базе потребительских обществ России проходят практику студенты РУК.

Елена Антонова особо подчеркнула значимость международного сотрудничества для реализации главной миссии университета – кооперативного образования. ЧКИ РУК более 10 лет осуществляет международное сотрудничество с различными вузами ближнего зарубежья. На конференции в режиме онлайн присутствовал ректор Иссык-Кульского государственного университета имени Тыныстанова (Кыргызская Республика), кандидат педагогических наук, доцент Аскар Иманбаев, проректор по учебной работе Ташкентского финансового института (Республика Узбекистан), доктор экономических наук, профессор Алишер Туйчиев.

С добрыми словами приветствия выступил партнер института, руководитель лаборатории юридических исследований Научно-исследовательского института экономико-правовых исследований Карагандинского университета Казпотребсоюза (Республика Казахстан), доктор юридических наук, профессор Кайрат Бакишев, который отметил, что Карагандинский университет Казпотребсоюза является соорганизатором проводимого мероприятия и рад взаимодействию на ниве научного творчества.

DSC_2011 (6).jpg

С пленарным докладом на тему «Экономическая и социальная роль кооперации в развитии сельских территорий» выступила ректор Российского университета кооперации Алсу Набиева. В своем выступлении она подробно поведала о том, что комплексное и устойчивое развитие сельских территорий должно сочетать сельскохозяйственное производство и несельскохозяйственную деятельность, обеспечивающие улучшение условий проживания в сельской местности. И в этом важную роль может сыграть кооперация в разных формах, видах и на разных уровнях.

Кооперативы интегрируют в своей деятельности экономические и социальные цели, интересы общества и конкретного человека. Тем самым сельскохозяйственная кооперация заключает в себе большие потенциальные возможности роста темпов производства, экономического и социального развития сельских территорий. Для оценки деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов используют общепринятые показатели себестоимости, прибыли, рентабельности.

Для оценки социального эффекта применимы следующие показатели: количество новых рабочих мест, количество вновь созданных кооперативов, расширение ассортимента товаров и услуг, рост дополнительных доходов населения, рост налоговых поступлений в местные бюджеты, сокращение оттока населения с сельских территорий

Конференция посвящена широкому кругу актуальных проблем экономического развития страны. Основную часть выступлений составляют научные доклады российских ученых РУК.

О влиянии экономических санкций и пандемии на развитие сельскохозяйственного производства России доложил научный руководитель Российского университета кооперации, заведующий кафедрой экономической и информационной безопасности, таможенного дела Российского университета кооперации, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации Александр Суглобов.

Президент Международной академии коммуникологии, заместитель декана факультета журналистики Института государственной службы и управления, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАЕН, доктор социологических наук, профессор Феликс Шарков сумел заинтересовать темой о генезисе науки коммуникологии в России.

Елена Антонова подчеркнула, что за годы своей успешной работы институт дал старт в успешную профессиональную деятельность десяткам тысяч выпускников различных специальностей, среди которых значительное количество занимают выпускники экономического профиля, работающие в том числе в банковской сфере, Отделении-Национальном банке по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Банка России. На конференции выступил заместитель управляющего Отделением Юрий Голубых с докладом «О денежно-кредитной политике Банка России, инфляции и развитии финансового сектора в Чувашской Республике». Он пояснил, что помимо федеральных факторов, повлиявших на последнее решение Совета директоров по ключевой ставке в декабре 2020 года – основной инструмент воздействия на цены – Банк России традиционно учитывал ситуацию в регионах и динамику региональной инфляции.

Заведующий кафедрой уголовного права Пензенского государственного университета, доктор юридических наук, профессор Георгий Романовский выступил перед участниками научной дискуссии с докладом на актуальную тему «Конституционная реформа России в эпоху развития глобальных угроз».

Доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, кандидат социологических наук Виктор Блохин представил авторское исследование на тему «Возможности преодоления бедности в сельских сообществах (на примере Республики Беларусь)»

Пленарная часть конференции завершилась докладом профессора кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, главного научного сотрудника Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, доктора исторических наук Леонида Таймасова. Тема доклада «Возведение Сурского оборонительного рубежа и Казанского обвода на территории Чувашии как пример трудового подвига в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» посвящена трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Указом Главы Чувашской Республики Олега Николаева 2021 год в Чувашии посвящен трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

В этом году исполняется ровно 80 лет с начала строительства оборонительных рубежей. Сурский и Казанский рубежи строились в Чувашии с 28 октября 1941-го по 21 января 1942 года.

Осенью 1941 года, когда враг уже был под Москвой, было принято стратегическое решение на случай, если немцы подойдут вглубь нашей страны, на подступах к Казани, Куйбышеву, Ульяновску им должны помешать оборонительные рубежи на берегах рек.

До сих пор эта стройка остаётся самой масштабной в истории республики по числу участников, срокам и размаху.

В завершение пленарной части Елена Антонова отметила, что Российский университет кооперации при подготовке специалистов старается достичь плотного сотрудничества предпринимательских, государственных структур, крупных научных образовательных учреждений и потребителей образовательных услуг. Основная роль в системе данных взаимоотношений отводится не столько системе образования в целом, сколько непосредственно учебному заведению – как центральному звену, способному аккумулировать компетенции разных структур, принимающих участие в образовательном, воспитательном и научном процессах становления специалиста-практика.

Дискуссия была продолжена в рамках секционных заседаний конференции.

 

 

 

Возврат к списку